Данные о преподавателе: Рыбаков Николай Валерьевич, ассистент, научный сотрудник центра исследований науки и развития аспирантского образования Института аспирантуры и докторантуры, зам. начальника отдела аспирантуры и докторантуры, ответственный секретарь редакции журнала «Вестник ННГУ. Серия: Социальные науки».
Целью дисциплины является формирование у аспирантов представлений о современных процедурах и практиках присуждения академических степеней в России, составляющих основу системы научной аттестации. Дисциплина формирует практические организационные умения и навыки, необходимые для оформления и представления результатов диссертационного исследования для экспертизы в академическом сообществе (подача научных статей в журналы, представление диссертации на кафедру и в диссертационный совет). Дисциплина также направлена на формирование у аспирантов представлений об особенностях научной коммуникации, основах издательской политики научных журналов, научной этики при проведении исследований и опубликовании научных результатов.
Задачами освоения дисциплины «Система научной аттестации в России» для аспирантов являются:
№ | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела
|
1 | Академическая профессия и система академических степеней в современном мире | Становление исследовательского университета (модель университета Гумбольдта). Миссии современного университета. Университетские рейтинги. Научное сообщество. Академическая репутация. Этос науки Р. Мертона. Пространство внимания в научном сообществе. Академическая профессия и ученые степени. Докторские программы/аспирантура, степень PhD/ степень кандидата наук, степень доктора наук. Сетка академических должностей в России и мире. Академическая профессия в условиях трансформации системы науки и высшего образования. Особенности академической профессии в России. Академические рынки и академическая карьера. |
2 | Публикация в научном журнале как обязательный элемент системы научной аттестации. Этика научных публикаций | Научная коммуникация и научная статья. Требования к публикациям соискателя ученой степени. Научное авторство. Процедура рецензирования. Типы рецензирования. Оригинальность научного текста. Плагиат. Проверка научных текстов на предмет неправомерных заимствований. Фальсификация и фабрикация исследовательских данных. Ретрагирование научных статей. Роль общественных объединений в регулировании этики научных публикаций: Комитет по этике научных публикаций, АНРИ, Диссернет. |
3 | Индустрия научных журналов | Научные журналы. Подбор и оценка качества научных журналов. Подача и опубликование статей. Соглашение с автором. Работа редакторов. Ландшафт научной периодики в мире и в России. «Хищнические» («мусорные») журналы. Признаки хищнических журналов. Рейтинги научных журналов. Перечень журналов, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией. |
4 | Модели присуждения ученых степеней в России. Защита кандидатских диссертаций в системе государственной научной аттестации (институции, нормы, правила и процедуры) | Нормативное регулирование присуждения ученых степеней. Система государственной научной аттестации. ВАК при Минобрнауки РФ. Экспертные советы ВАК. Диссертационные советы. Информационный портал ВАК. Номенклатура научных специальностей. Паспорт научной специальности.Самостоятельное присуждение ученых степеней образовательными и научными организациями. Основные требования к содержанию и оформлению кандидатской диссертации. Обсуждение диссертации в научном подразделении организации. Подача документов в диссовет. Предварительная экспертиза и принятие диссертации к защите. Ведущая организация и официальные оппоненты. Отзывы на диссертацию. Защита диссертации. Аттестационное дело соискателя ученой степени. Процедура лишения ученой степени. Диссертационные советы ННГУ. Федеральная информационная система государственной научной аттестации. |
Объём дисциплины: «Система научной аттестации в России» составляет 1 зачётную единицу, всего 36 часов, из которых 12 часов составляет контактная работа обучающихся с преподавателем (практические занятия в аудитории), 24 часа составляет самостоятельная работа обучающихся.
Форма аттестации. Зачет в форме выполнения индивидуального задания.