Цель и задачи освоения дисциплины
- Формирование у обучаемых – аспирантов и научных сотрудников естественно-научных и социально-экономических специальностей – системного представления об инновационной (инновационно-технологической) деятельности,
- Получение знаний и формирование профессиональных умений и навыков в области коммерциализации результатов научных исследований и разработок.
Для освоения программы необходимо, чтобы обучающиеся глубоко знали свою специальность и имели общие представления об экономической деятельности и ее субъектах.
Требования к результатам освоения дисциплины
Слушатель, освоивший программу, должен
знать:
- механизмы влияния высоких технологий на экономическое развитие;
- основные стратегии и сценарии коммерциализации результатов научных исследований и разработок;
- методологию оценки коммерческого потенциала результатов научных исследований и разработок;
- наиболее значимые аспекты процесса коммерциализации результатов исследований и разработок и трансфера технологий: состав участников, интересы участников и методы их согласования, риски и управление ими;
- особенности взаимодействия инноваторов с инновационными посредниками, а также потребителями и производителями наукоемкой продукции;
- особенности маркетинга при продвижении наукоемких технологий и продуктов;
- структуру инновационного цикла, значение и особенности каждого из его этапов,
- специфику инновационных режимов «рыночная тяга» и «технологический толчок» и их реализации;
- подходы к управлению интеллектуальной собственностью при ведении научных исследований и разработок и выполнении проектов по созданию новых технологий;
- принципы и методы идентификации результатов интеллектуальной деятельности;
- подходы к выявлению и анализу рисков конкретных рынков инноваций с учетом страновой, региональной и отраслевой специфики;
- основные элементы инфраструктуры рынка инноваций, особенности их использования для снижения рисков инновационных бизнес-проектов.
- институты финансово-кредитной инфраструктуры, механизмы государственной и международной поддержки инновационной деятельности;
уметь:
- проводить оценку коммерческих перспектив результатов научных исследований и разработок;
- выявлять и идентифицировать результаты интеллектуальной деятельности в составе научно-технической продукции;
- выполнять юридически значимые действия, необходимые для обеспечения доброкачественного формирования портфеля прав на объекты интеллектуальной собственности, основанные на результатах научных исследований и разработок;
- проводить сбор данных в патентных базах России, Европы и США;
владеть:
- терминологией рынка интеллектуальной собственности, научных исследований, разработок и технологий;
- методами поиска, концентрации, анализа и представления информации, необходимой для проведения оценки коммерческих перспектив результатов научных исследований и разработок;
На основе полученных знаний и развитых умений и навыков у обучающегося будут сформированы следующие компетенции:
-
- способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);
- способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-5).
- готовность реализовывать предпринимательские инициативы при управлении проектами в научных, образовательных организациях, учреждениях социальной сферы и высокотехнологичных предприятиях (УК-6).
- выявлять, идентифицировать и оценивать коммерческие перспективы результаты интеллектуальной деятельности, получаемые в ходе ведения исследований и разработок;
- участвовать в деятельности по коммерциализации полученных ими результатов научных исследований и разработок, в том числе путем создания малых инновационных предприятий.
Краткое содержание (основные темы)
- Ведение инновационной деятельности.
- Среда и участники инновационной деятельности и процесса коммерциализации технологий.
- Интеллектуальная собственность как основа инноваций.
- Трансфер технологий.
Формы занятий:
Основные
темы
|
Всего, часов
|
В том числе:
|
аудиторные
|
|
Лекции
|
Практические занятия (семинары), лабораторные работы
|
Самостоятельная работа
|
Основы ведения инновационной технологической деятельности. |
24
|
8
|
10
|
6
|
Среда и участники инновационной деятельности и процесса коммерциализации технологий. |
20
|
4
|
8
|
8
|
Интеллектуальная собственность как основа инноваций. |
36
|
12
|
12
|
12
|
Трансфер технологий. |
26
|
8
|
10
|
8
|
Итоговая аттестация |
2
|
0
|
0
|
2
|
|
108
|
32
|
40
|
36
|
Итого по курсу
|
108
|
72
|
36
|
Самостоятельная работа предусматривает изучение размещенных на портале ННГУ дистанционных курсов “Основы инновационной деятельности” и “Коммерциализация результатов НИОКР”, а также дистанционную сдачу тестов по каждому из разделов курсов и итогового теста
Форма аттестации: зачет – итоговый тест по размещенным на портале ННГУ курсам “Основы инновационной деятельности” и “Коммерциализация результатов НИОКР”
Данные о преподавателях:
Антонец Владимир Александрович, д.ф.м.н.,проф., antonetsva@gmail.com, +7-920-076-88-34
Нечаева Наталья Владиславовна, доцент, nnv@nant.ru, +7-910-794-77-08
Расписание элективных образовательных программ и учебных курсов